- +7 926 277 43 09 +7 926 3998668
- Россия, г. Москва
- uant@rambler.ru
СКОРБИМ И ПОМНИМ!
УШЕЛ ИЗ ЖИЗНИ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ ГЛАЗКОВ
Главный редактор журнала "ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ",
вице-президент Ассоциации лучших дошкольных образовательных организаций и педагогов
4 сентября 2025 года ушел из жизни Юрий Иванович Глазков - Главный редактор, Заслуженный учитель России, Эксперт Комитета Государственной Думы по просвещению, член Экспертного совета по вопросам доступности и качества образования Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию, помощник депутата Государственной Думы ФС РФ и члена Совета Федерации ФС РФ, Заслуженный деятель Российского общества социологов, Член правления Ассоциации лучших школ, Член правления Фонда наследия Менделеева, Вице-президент Ассоциации лучших дошкольных образовательных организаций и педагогов.
Юрий Иванович приложил титанические усилия для создания современного российского журнала "Вестник образования России" в том виде, в котором мы его сегодня знаем. "Вестник образования России" - авторитетное издание, настольная книга для руководителей образовательных учреждений, педагогов. Его подвижнический труд, невероятная энергия и огромная работоспособность вывели «Вестник образования России» на поистине высокий уровень полиграфического и журналистского мастерства, где лучшие исторические подходы сочетаются с инновационными методиками системы российского образования. Вклад Ю.И.Глазкова в научную и просветительскую деятельность отмечен многочисленными наградами и званиями. Сочетание высокого профессионализма, организаторских способностей, педагогического таланта и интеллигентности заслужило глубокое уважение всего профессионального сообщества.
Юрий Иванович стоял у истоков создания нашей Ассоциации лучших дошкольных образовательных организаций и педагогов. В течении многих лет был идейным вдохновителем, председателем и членом жюри фестивалей и конкурсов, проводимых Ассоциацией, в том числе Федерального научно-общественного конкурса "Восемь жемчужин дошкольного образования".
Для многих он навеки остался одним из самых важных людей в педагогической, журналистской, да и просто человеческой судьбе.
"ПЯТЬ ШАГОВ К ФОРМУЛЕ УСПЕХА"
ЮРИЙ ИВАНОВИЧ ГЛАЗКОВ, главный редактор журнала «Вестник образования России», Заслуженный учитель Российской Федерации
"В любом деле надо быть успешным или, во всяком случае, стремиться к успеху в своей профессии. К успеху того дела, которому ты служишь, и на том месте, которое ты занимаешь.
За более чем пятьдесят лет трудовой деятельности мне пришлось заниматься различными делами, занимать различные должности. Но все они были и остаются сегодня связанными с вопросами воспитания и образования подрастающего поколения. Я бы выделил в формуле успеха пять пунктов, которые помогают мне в жизни и в работе:
• Главное - сформулировать, для кого ты действуешь и на что направлены твои усилия. И самое главное - видеть конечный результат. На кого он направлен? Как принято говорить, на какую целевую аудиторию? Сформулировать и понять это - самое сложное для достижения своей успешности. Это могут быть и ученики, и учителя. Я бы объединил их для себя в одну группу - те, кто учится и учит других. А значит, это российские педагоги и те, для кого они работают - подрастающее поколение. Все это вместе - наше российское образование. Сделать его лучшим в мире - наша главная цель.
• Профессионализм в любом деле. ЧТОБЫ БЫТЬ УСПЕШНЫМ, НАДО ПОСТОЯННО УЧИТЬСЯ. Все время быть на острие решаемых задач. Не мелких, не каждодневных, не повседневных вопросов, которые, безусловно, решаются каждый день, а главных, перспективных задач развития. В нашем деле - государственных задач образования и воспитания молодежи. Звучит, должно быть, несколько пафосно. Но в конечном итоге я точно вижу один из пунктов успешности. Я и сегодня привержен этому пункту. Кратко я бы сказал так: надо быть государственником!
• Отсюда вытекает еще один пункт формулы успеха. На мой взгляд, это системное планирование своей деятельности. Надо не только ставить задачи, их формулировать, определять сроки, надо их решать и обязательно добиваться результата. Без него любое планирование - пустой звук. И результат должен быть реальным, осязаемым, а не походить на известное выражение «своды печника» или «потёмкинские деревни».
• По моему мнению, успешным можно быть только тогда, когда ты опираешься на опыт предшественников, на историю своего государства, своей Родины, на их изучение. Надо брать положительные примеры за основу и развивать их, чтобы двигаться вперед.
• Предвидение и успешность всегда идут рука об руку. Это чувство вырабатывается годами. Если предвидение в конечном итоге совпадает с результатом твоей деятельности, это здорово! Значит, есть успех, значит, ты служишь своему делу правильно. И тогда ты можешь сказать, что успех в твоем деле достигнут.
Безусловно, не всегда пункты формулы успеха совпадают с реалиями, но я и мои сегодняшние коллеги всегда стремились их осуществлять и придерживаться, может быть, формальному лозунгу «Вестника образования России»: «Официально. Оперативно. Достоверно».
ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ Август 16 '2020
Журнал "Вестник образования России"
Официальные документы сферы образования

«ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ» – ДВА ВЕКА ОФИЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРЕССЕ
Ю.И. ГЛАЗКОВ, главный редактор журнала «Вестник образования России»,
заслуженный учитель Российской Федерации.
Журнал «Вестник образования России» позиционирует себя историческим преемником первого отечественного педагогического издания.
Журнал ведет свое начало от официального издания Министерства народного просвещения — «Периодического сочинения об успехах народного просвещения». В XIX веке это был первый (и долгое время единственный) научно-популярный журнал в России.
Внимание издания было обращено на педагогическую жизнь России, его страницы знакомили читателя с новейшими открытиями во всем мире, с состоянием просвещения. «Периодическое сочинение об успехах народного просвещения» вышло весной 1803 г. как официальный журнал в стенах Министерства народного просвещения, созданного 8 сентября 1802 г. Его первый номер открывался Указом императора Александра I Правительствующему Сенату об утверждении «Предварительных правил народного просвещения». «Правила...» напечатаны вслед за Указом и завизированы министром, графом Петром Завадовским. Доминирующей идеей в них выступает положение о том, что система образования должна основываться на сложившихся традициях, культуре, соответствовать формам государственного устройства и политической власти страны. Все это актуально и сегодня. Начиная с 1834 г., выпускался «Журнал Министерства народного просвещения» («ЖМНП»). Он выходил ежемесячно и состоял из следующих разделов: «Действия Правительства»; «Словесность. Науки и художества»; «Известия об ученых и учебных заведениях в России»; «Известия об иностранных ученых и учебных заведениях»; «История просвещения и гражданского образования»; «Новости» и «Смесь».
В разное время с журналом сотрудничали выдающиеся историки, филологи, ученые-естествоиспытатели, перечисление имен которых и их вклад в российское образование заняло бы многие страницы. В 1860–1863 гг. редактором журнала являлся К.Д. Ушинский. Благодаря ему журнал превратился в прекрасное педагогическое издание, весьма отзывчиво относившееся к новым течениям в области народного образования. К.Д. Ушинский был сторонником положительного знания в процессе обучения, он выступал против подачи материала под отрицательным углом, ратуя за адекватное, свободное от политических пристрастий и оценок преподавание истории. Будучи глубоким и проницательным мыслителем, осознавая свою ответственность как редактора педагогического журнала, так и ученого-педагога в деле просвещения, К.Д. Ушинский считал, что цель нашей жизни слишком серьезна, слишком велика в сравнении с тем коротким временем, которое нам дано, чтобы его можно было растрачивать на пустяки. Поэтому ко всему, что касалось его работы и научных трудов, он подходил с максимальной долей ответственности. Восемнадцать номеров «ЖМНП», которые вышли под редакцией К.Д. Ушинского, сыграли огромную роль в разработке педагогической теории в России. Важное место стали занимать статьи по педагогике, дидактике и физиологии, в журнале появились переводы сочинений Песталоцци, Дистервега, статьи самого редактора. Здесь он впервые поместил ряд своих замечательных статей: «Труд в его техническом и воспитательном значении», «О нравственном элементе в русском воспитании» и многое другое. В журнале вводились новые рубрики, такие как: «Педагогика и дидактика», «Критика и библиография». В июле 1864 г. с уходом К.Д. Ушинского изменилась программа «ЖМНП». Журнал стал только официальным изданием этого ведомства. Он просуществовал с 1834 по 1917 гг. и стал долгожителем на ниве просвещения и образования. «Журнал Министерства народного просвещения», несомненно, сыграл большую роль в истории народного образования в России. Прежде других материалов читатель находил в нем правительственные распоряжения по народному образованию (царские указы и приказы, министерские циркуляры и т. д.), но вместе с тем публиковались статьи серьезного характера по гуманитарным наукам. На страницах журнала — имена академиков Шахматова, Соболевского, профессоров Веселовского, Карсавина, Лапно и многих других. Последний номер «Журнала Министерства народного просвещения» выходит в 1917 г. Официальная часть в нем называется: «Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства». Здесь издаются декреты II-го Всероссийского съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Министерство народного просвещения прекратило свое существование после октябрьского переворота 1917 г., в декабре перестал выходить и его журнал. Безусловно, журналы и газеты — это не только замечательные агитаторы, но и великолепные коллективные организаторы, в данном случае народного просвещения и образования. Более двух веков именно педагогический журнал в России был трибуной передовых идей, развивавших дело обучения и воспитания. Многие статьи в номерах двухсотлетней, столетней и пятидесятилетней давности до сих пор интересно читать. Последующая история журнала тоже богата на события. Здесь можно отметить несколько особенно интересных моментов: 1953 г. — официальный журнал «Сборник приказов и распоряжений Министерства просвещения РСФСР». Его темы интересны и в настоящее время, например: меры по расширению производства учебно-наглядных пособий и лабораторного оборудования для школы; итоги смотра музыкальной работы педагогических училищ; объявление о проведении конкурса на лучшую научно-художественную и научно-популярную книгу для детей. В 1963 г. «Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР» получил подписной индекс, который не изменился до настоящего времени, и его обладателем является журнал «Вестник образования России» — 73353.
Большое внимание редакция журнала того времени уделяла развитию регионов. Так, в июльском номере 1963 г. читаем «О ходе подготовки сельских школ Тамбовской области к новому 1963/1964 уч. г.», в октябрьском — «О работе с педагогическими кадрами в малокомплектных школах Курской области». С 1995 г. и по настоящее время выпускается «Вестник образования России», чей подписной индекс не меняется уже с 1963 года. За это время в журнале опубликовано огромное количество информационного материала и официальных документов. Несмотря на наличие сегодня большого числа сайтов, опубликованные на них документы не всегда являются достоверными.
Структуризация документов по основным направлениям модернизации образования, позволяет их быстро найти, а доклады и выступления по актуальным вопросам образовательной сферы их комментируют. Публикации по освещению важнейших моментов реструктуризации системы образования создают уникальную ситуацию для работы образовательных организаций, на основе нормативных документов регулирующих внедрение современного педагогического опыта. Практическую ценность публикуемых материалов сможет оценить каждый читатель журнала «Вестник образования России» и его приложения. В этом отношении мы стараемся сохранить гордое звание старейшего и самого многотиражного педагогического журнала страны. Более двух десятилетий крупнейшее всероссийское периодическое издание – журнал «Вестник образования России» – остается надежным спутником во всех творческих начинаниях, неиссякаемым источником информации по самым разнообразным проблемам образования. Признанием заслуг журнала на ниве образования стало вручение знака как самому многотиражному изданию сферы образования.
Высокая оценка дана деятельности издания депутатами Государственной Думы ФС РФ, членами Совета Федерации ФС РФ в их обращениях с поздравлениями нового 2016 года. На протяжении многих лет существования издания совместно с редакцией определяют содержание и направление работы журнала: депутаты Государственной Думы ФС РФ, члены Совета Федерации ФС РФ, руководящие работники Минобрнауки России, Рособрнадзора, Росмолодежи, академики РАО, сотрудники региональных органов управления, ученые и педагоги.
Журнал, девиз которого: «Официально. Оперативно. Достоверно»: Информационный источник нормативных правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации, Госдумы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, приказов, распоряжений и писем Минобрнауки России, Рособрнадзора, Росмолодежи и различных федеральных ведомств по вопросам образования.
Площадка для выработки мнения профессионального сообщества по наиболее важным вопросам развития системы образования в России.
Юридический консультант по правовым аспектам деятельности образовательных организаций.
Методический помощник педагогических работников образовательных организаций.
На страницах журнала Вы сможете познакомиться с разнообразными материалами, включая:
Нормативные документы с комментариями специалистов об их применении.
Мнения политиков, представителей законодательной и исполнительной власти, ученых, руководителей образовательных организаций, методистов и педагогов по различным вопросам образования. Рекомендации по организации образовательного процесса.
Передовой опыт образовательных организаций, педагогов.
Новые методики, способы и средства, используемые при обучении водителей.
Положения о профессиональных конкурсах.
Положения о конкурсах для учеников.
«Вестник образования России» является источником полезной информации как для руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, руководителей образовательных организаций, так и для учителей, педагогов образовательных организаций.
Тематическое разнообразие и высокий уровень публикуемых материалов делают «Вестник образования России» ценным информационным журналом широкого профиля, в котором затрагиваются значимые и актуальные вопросы образования.
«Вестник образования России» является уникальным и незаменимым подспорьем для руководителей различных образовательных организаций, их структурных подразделений, помогает регулировать по наиболее проблемным вопросам применения действующего законодательства, нормативов, приказов как деятельность организаций, так и их руководителей.
Ежегодно редакцией журнала издаются сборники в сериях «Российское образование», «Лучшие школы России» и «Всероссийские конкурсы».
За три года тематические выпуски были посвящены развитию систем образования: Санкт-Петербурга и Тульской области, Новосибирской и Саратовской областей, Республики Марий Эл и Республики Крым и города Севастополя; столиц регионов: Самаре и Ижевску; лучшим образовательным организациям страны: Академической гимназии № 56 Санкт-Петербурга, школе № 97 г. Ижевска, гимназии № 1520 имени Капцовых и гимназии № 1409 г. Москвы, Лицею Иркутского государственного университета, гимназии «Эврика» г. Анапы, школе № 2 – многопрофильная г. Нижневартовска.
Редакция журнала надеется, что мы вновь встретимся с участниками Всероссийского конкурса «Педагогический дебют», руководителями их регионов и образовательных организаций на страницах журнала.
Чтобы получать Сборник приказов и инструкций Минобрнауки России – журнал «Вестник образования России» – необходимо оформить на него подписку: каталог «Газеты и журналы» Агентства «Роспечать» 73353 – полугодовой индекс; «Каталог российской прессы «Почта России» МАП – 12574; Печатный каталог Почты России: полугодовой – П2278 или оформить годовую подписку на следующий календарный год. Годовой индекс в каталоге Агентства «Роспечать» «Газеты и журналы» – 72369. Желаем всем молодым учителям и молодым руководителям образовательных организаций плодотворной работы и неиссякаемой энергии на благо российского образования!

«Официально. Оперативно. Достоверно»
Юрий Иванович Глазков
Главный редактор, Заслуженный учитель России,
член Экспертного совета по вопросам доступности
и качества образования Комитета Государственной
Думы ФС РФ по образованию, помощник депутата
Государственной Думы ФС РФ и члена Совета
Федерации ФС РФ
Вице-президент Ассоциации лучших дошкольных образовательных организаций и педагогов

Оформить подписку на «Вестник образования России» можно с любого месяца, выбрав удобный для Вас способ:
- в отделениях Почты России по каталогам;
- онлайн-подписка;
- непосредственно в редакции журнала, обратившись к нам по электронной почте vest.obr@mail.ru или по телефону 8 (499) 136 5551.
Наше издание выходит 2 раза в месяц и регулярно поступает к подписчикам, и подписные индексы по-прежнему остаются без изменений.
В настоящее время правовая грамотность руководителя – это основа управления образовательной организацией. Верным его помощником в изучении нормативных документов уже много лет является наш журнал, который также публикует на своих страницах опыт эффективного применения нормативных документов для решения нетиповых задач, проблемных ситуаций в управлении образовательной организацией.
«Вестник образования России» – единственное официальное печатное издание сферы российского образования и входит в ТОП 10 профессиональных изданий Российской Федерации.
Ссылка на подписку через сайт Почты России
