"Любая душа празднику рада!"
Покровская ярмарка - в детских садах Подмосковья

Покров - один из самых любимых праздников русского народа. На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка- зима. На Покров земля покрывалась где снежком, а где листом. На Покров люди замечали погоду: если журавли улетели до Покрова - зима будет ранняя и студеная.
Слякоть пусть и бездорожье, не грусти, потупив взор,
Ведь над нами Матерь Божья простирает омофор.
От всего на свете злого лес и поле, и дома -
Покрывает все Покровом Богородица сама.
А еще Покров славился веселыми ярмарками. В старину у нас очень любили проводить народные ярмарки. Ярмарка считалась праздником, а народная мудрость гласит: любая душа празднику рада! Ярмарки в старину бывали разные – весенние, летние, осенние и зимние. Осенью, в октябре, проводились Покровские ярмарки. Начинались они после православного праздника, который назывался Покров Божьей Матери, поэтому осенние ярмарки прозвали в народе Покровскими.На ярмарках не только торговали и покупали, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили!
"Праздничная осенняя ярмарка в прекрасном люберецком детском саду! Вдохновенная и вдохновляющая Людмила Юрьевна Исакова, как и большинство люберецких музыкальных руководителей -творец "От Бога!". Дети и Родители с радостью внимают творчеству своих воспитателей! А зал - преКРАСЕН сегодня в Покровки! Все продуманно и задействовано - эх хороши балалайки с ложками!" (Ю.Е. Антонов).
В МБОУ СОШ №30 г.о. Коломна в детском саду "Матрёшка" традиционно прошла осенняя Покровская ярмарка "ГОРОД МАСТЕРОВ" с участием детей старших и подготовительных групп. Мероприятие было приурочено к православному празднику «Покров Пресвятой Богородицы». С целью приобщения детей к русскому народному творчеству в детском саду организовали настоящее ярмарочное гулянье, с песнями и плясками, стихами, развлечениями и угощением! Праздник в детском сду принято встречать весело, ярко! "Коробейники" представляли свои "товары", "ложкари" исполнили "танец с ложками", танцевальные композиции: "Сказочная Гжель", "Жар-птица", "Танец с колосками", "Карусель". Дети соревновались в ловкости, смекалке и сноровке, играли в русские народные игры.
Ярмарка принесла всем участникам множество положительных эмоций!
Лаврентьева Ирина Алексеевна, старший воспитатель МБОУ СОШ №30, г.о. Коломна
Танцевальная композиция "Жар птица" Покровская ярмарка "Город мастеров" МБОУ СОШ №30, г. Коломна

Обработка видео...

Покровская ярмарка Город мастеров Танец "Сказочная Гжель" МБОУ СОШ №30, г. Коломна

Обработка видео...

Русская Карусель Покровская Ярмарка МБОУ СОШ №30, г. Коломна

Обработка видео...

 
 

РОДНАЯ КУЛЬТУРА

Педагогическое наследие Т.А. Пигиловой
Татьяна Александровна Пигилова - талантливый педагог, сильная, яркая личность, обаятельный человек, собиратель и исследователь сокровищ народной культуры, создала концепцию предмета, предложила механизм реализации своего замысла, опробовала технологии преподавания народной культуры в детских садах и школах. А еще много и необыкновенно интересно читала на курсах повышения квалификации для воспитателей и учителей всей страны. Силой своего таланта она создала круг единомышленников, которые сейчас, после её ухода, развивают её идеи, дополняют своими, творят, совершенствуют, предлагают. Они идут разными путями. Что-то им удается лучше, что-то сложнее. В разных регионах свои достижения и свои проблемы, но все вместе они делают серьёзное, большое дело - сохраняют и передают культуросообразную традицию, дарят её детям. Тем, кто будет строить и развивать нашу страну и представлять её перед всем миром.
Принципы концепции Т.А. Пигиловой.
1. При построении программ по народной культуре, как полагала Т.А. Пигиловала, следует придерживаться принципа историчности. "Наш мир не таков, каким был мир наших предков. Изменился мир, изменились люди, сменился ритм жизни. Можно ли в этот сегодняшний мир, в современное культурное поле России перенести абсолютно точно все то, что оставили нам наши предки как материальное и духовное наследие?... Мы должны выступать как наследники лучшего в прошлом" (Т.А. Пигилова).
2. Второй принцип - целостность. Знакомясь с народной культурой, как частью культуры отечественной, постепенно начинаешь воспринимать мир как единое целое. Начать можно с простого - со сказки, праздника, промысла, но постепенно выйдешь на глубинные смыслы, логику их соотнесённости, выстроенности в единую карту мира.
3. Третий принцип - интегрированность. Народная культура дает дает возможность подлинной интеграции на занятии различных областей культурологического и искусствоведческого знания, классического искусства и разнообразных видов фольклора, использования педагогических технологий, опирающихся на традиционную культуру, и продолжения традиций в творческой деятельности детей.
Развертывание предмета "Народная культура" Т.А. Пигилова выстроила на таких ступенях:
Первая ступень - основа основ: "Народная философия и народная педагогика".
Второй ступенью должно стать представление о доме: "Дом как Космос".
Третья ступень - названа "Одежда как Космос"
Четвертая ступень - "Искусство народных праздников"
Последней, пятой ступенью по порядку, но не по значимости в данной концепции, является ступень
"Традиционные русские ремёсла".
Т.А. Пигилова употребляет здесь удивительное слово "рукоремесло". Действительно, дом надо построить, одежду - сшить и украсить, орудия труда и предметы быта - создать. И всем этим заняты люди. Кто-то ладно и ловко справляется с этой задачей, а у кого, "руки не тем концом"... Татьяна Александровна предложила не просто всемирно известные промыслы изучать, а заглянуть в сущность творческого труда, заглянуть вместе с детьми, понять, что движет человека на создание красивых и полезных вещей, доказать современному ребенку значимость и важность такого труда для самореализации личности и для блага общества. можно ли представить более достойную задачу?
Т.А. Пигилова считает, что выстроенная таким образом программа - логика преподнесения материала ребенку, позволит грамотному увлеченному воспитателю - воспитывать, учителю - учить, мастеру - свои секреты передавать, заботясь о будущем нашей страны и реально помогая пришедшим в этот мир детям.
Лаврентьева И.А., МБОУ СОШ 330, г.о. Коломна